Старинное село Плехово богато своими фольклорными традициями. И по сей день они живы здесь. Особенно полюбился селянам танец «Тимоня», пляшут его самозабвенно, для души – не для сцены.
Плёховской ансамбль «Тимоня» представляет фольклорное искусство Курской области. Этот хорошо известный коллектив – участник культурной программы шестого Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве, с огромным успехом выступал на сцене концертного зала имени П. И. Чайковского, участвовал во Всесоюзном фестивале искусств «Русская зима». Плёховский ансамбль «Тимоня» продемонстрировал стремление курян беречь народные традиции, укреплять связи поколений, обеспечивающие духовную, нравственную и эстетическую преемственность.

«Тимоня» – массовая пляска по кругу с пением припевок в сопровождении инструментального наигрыша, распространенная в южных районах Курской области. Наигрыш исполняется инструментальным ансамблем, куда входят струнные и духовые инструменты, в том числе архаичные флейты Пана – кугиклы. Звучание инструментов может также имитироваться голосом. Пляска и пение припевок идут в строгой координации с ритмом наигрыша. Хореографические движения разнообразны, особым стилем отличаются мужская и женская пляска. «Тимоня» прочно ассоциируется у носителей традиции с ситуацией праздничного веселья, в современных условиях продолжает воспроизводиться и в быту, и на концертных площадках.

Большинство сел южных районов Курской области возникли в XVII веке, когда на курские земли прибыли «служилые» люди из центральных и западных земель Московского государства для строительства и обороны линии защитных сооружений – Белгородской засечной черты, которая преградила крымским татарам путь к русским землям. Перейдя впоследствии в сословие государственных крестьян-однодворцев, «служилые» люди стали предками нынешнего населения русских сел, входивших ранее в Суджанский и Обоянский уезды Курской губернии.

Здесь сформировалась локальная песенная традиция, яркой чертой которой является обилие карагодных (хороводных) песен, плясовых инструментальных наигрышей, развитая система хореографических жанров. Карагоды – массовая пляска по кругу – были формой праздничного гуляния, объединяющей всех членов сельской общины. В традиции курско-белгородского пограничья карагоды водили не только под пение песен, но и под местные инструментальные наигрыши плясового характера. Среди них особую популярность получил наигрыш «Тимоня».

Наигрыш и пляска «Тимоня» бытует в русских селах бывшего Суджанского уезда Курской губернии (ныне Суджанский, Беловский, Большесолдатский районы Курской области), где распространена традиция ансамблевой игры на духовых и струнных инструментах. Эту же территорию выделяет комплекс женской одежды, состоящий из черного косоклинного гофрированного сарафана из волосени (шерстяной ткани домашней выделки), рубахи с рукавом от ворота, широкими рукавами и отложным воротником-козырем, завески (фартука) от груди, многочисленных поясов из шелка. Особая нарядность, пышность, многоцветие этого костюма обусловлены именно его предназначением для пляски в карагоде.

   «Тимоня» является неотъемлемой частью любых праздничных гуляний: исполняется и на гульбах в избе, когда отмечаются семейные события, и в календарные праздники на улице при большом стечении народа, то есть в сельских карагодах. Карагодом в курской традиции называют не только музыкально-хореографическое действо, но и собрание людей. Запрет на карагоды и игру на музыкальных инструментах соблюдается здесь лишь в период Великого поста.

В многолюдном карагоде «Тимоню» пляшут по кругу против часовой стрелки. Музыканты обычно стоят лицом друг к другу в центре круга пляшущих. Зрители – пожилые люди и дети – наблюдают за пляской в карагоде и активно ее обсуждают. При исполнении в помещении движение по кругу невозможно, поэтому «Тимоня» превращается в массовую пляску на месте. В пространстве могут перемещаться лишь отдельные танцоры.

В курской традиции в «Тимоне» используется та же плясовая лексика, что и в любой другой карагодной пляске под песню или наигрыш. Движения женщин отличаются сдержанностью, корпус они держат прямо и неподвижно, ноги слегка согнуты в коленях. Шаги – простой или с прибивом (в две ноги) – мелкие, почти незаметные. Руки подняты на высоту плеч, ладони полуоткрыты. Движения рук от локтя или только кистей рук мягкие. Женщины в карагоде в такт музыке могут водить обеими руками то вправо, то влево, держа их перед собой, либо плавно менять их положение: опускать с одновременным неглубоким наклоном, делать взмахи перед корпусом крест-накрест.

Для мужчин характерны активная плясовая лексика: размашистые и резкие движения рук, подпрыгивания, кружения вокруг своей оси и партнерши, дроби ногами (так называемая пляска в три ноги). Очень высоко ценится в традиции импровизаторское мастерство мужчин-плясунов. Лучших из них называют скоморохами и считают, что «тот не скоморох, кто 12 разных колен не знает». Обычно мужчина идет по кругу спиной, лицом к партнерше, общаясь с ней во время танца. Он может обойти вокруг партнерши или отвернуться от нее, выйти из круга и вернуться в него. По существу, курская пляска воспроизводит модель ухаживания, где мужчина ведет себя активно и наступательно, а женщина сдержанно и скромно принимает ухаживания.

Для мужской пляски характерны многократные активные подскоки, в то время как в женской используются лишь одиночные подскоки, нередко синхронизированные с мужскими. Именно поэтому карагодную пляску чаще всего определяют термином скакать, а пляшущих называют скакунами и скакухами.

Все плясовые движения осуществляются в строгой координации с ритмом наигрыша. Считается неприличным выходить в карагод, если не попадаешь в такт музыке, «не подлаживаешь». Ритм плясового шага в две ноги и в три ноги присутствует и в пении припевок, сопровождающих пляску, и в инструментальном наигрыше. Сбившись в словах, танцующий мог сбиться и с плясового шага.

Наигрыш «Тимоня» состоит из двух сходных, но завершающихся на разных ступенях лада музыкальных построений – колен. Четкая периодичность ритмической структуры – с тремя акцентами в каждом колене – организует пляшущих, управляет ритмом пропевания коротких, состоящих из двух стихов частушек, которые в курской традиции называют прикáзками или прибáсками. Частушки могут быть не связаны между собой по смыслу.

Наигрыш «Тимоня» обычно исполняется ансамблем разнородных инструментов, который называют музыка. Раньше в него входили кугиклы (флейта Пана), дудки, пыжатки (продольные флейты), рожок (жалейка) скрипки, балалайки. С начала ХХ века в составе ансамбля появились мандолина и гармонь. Перед началом игры все инструменты настраивались (подлаживались) под дудки и кугиклы, строй которых нельзя изменить.

При исполнении наигрыша ансамблем существует строгое распределение ролей между инструментами. Рожок, как самый громкий и мелодически подвижный из инструментов, ведет мелодическую линию, его гармонической поддержкой служат аккорды балалаек и скрипки (мелодия на скрипке исполнялась только на первой струне). Полифонический оттенок фактуре придавали партии кугикл, на которых играли только женщины. Кугикальниц в ансамбле должно быть не менее трех. Одна из них играет – исполняет мелодию на пяти дудочках и добавляет к ней голосовые призвуки – ихи и фифканья. Другие придувают, используя два или три ствола и запаздывая по отношению к играющей на полдоли. В результате получается сложный контрапункт мелодических линий. Слабый звук кугикл почти незаметен в общем звучании ансамбля, особенно в шумном праздничном карагоде. Слышно только фифканье, добавляющее особую краску музыке. Поэтому женщины часто воспроизводят фифканье и в отсутствие кугикл. Соотношение партий инструментов в ансамбле настолько закреплено в традиции, что их типичные мелодические ходы были у всех на слуху. Талантливые певцы искусно имитировали их голосом и в отсутствие инструментов могли воспроизвести всю инструментальную фактуру наигрыша – сыграть на губах.

«Тимоню» можно считать основным карагодным наигрышем, остальные – «Чеботуха», «Жарко пахать» «Под мельничкою», «Батюшка» и др. – гораздо менее популярны. Часто «Тимоня» является единственным наигрышем, который помнят и могут воспроизвести носители традиции. В их сознании его звучание прочно ассоциируется с весельем, праздником и пляской, поэтому под звуки «Тимони» даже у пожилых людей ноги «сами пускаются в пляс».

В условиях современного праздничного досуга в Суджанском, Большесолдатском, Беловском районах «Тимоня» часто воспроизводится ансамблями аутентичных исполнителей на сценических площадках или во время организованных учреждениями культуры праздников. Пляшущих мужчин в таких коллективах осталось мало, но исполнители считают их участие в пляске обязательным, поэтому некоторые из женщин наряжались в мужскую одежду.

В настоящее время пляска «Тимоня» – единственная из традиционных музыкально-хореографических форм – не утеряла своей привлекательности, актуальности и востребованности у молодого поколения. В праздничных карагодах и молодежь, и люди среднего возраста с удовольствием включаются в карагод под звучание «Тимони».