Первые упоминания о суджанской художественной керамике относятся к середине XIX века. Огромные запасы гончарных глин хорошего качества в окрестностях Суджи многие столетия обеспечивали материалом этот старейший во всей Курской области промысел. Щедрая природа наделила глину мягкими пластичными свойствами, а уроженцев этих мест большим талантом. Суджа была ещё и торговым городом, где ещё в XVIII веке устраивалось 4 ярмарки, имевшие репутацию одних их лучших в Курской губернии.

Одной из загадок является то, что уже в первом описании города Суджи 1664 года, упоминается Гончарная слобода, в которой насчитывалось 100 дворов, церковь Вознесения и шинковый двор. В то время даже крупные города не имели такого количества гончаров, сосредоточенных в одном месте. Известно, что уже в то время гончары были объединены в ремесленный гончарный цех, в котором состояло большинство жителей Гончарной слободы. Именно цех положил основу развития этого ремесла в слободе, регулировал работу и образ жизни гончаров.

Игрушки делались в основном для своих детей и небольшими партиями на продажу. Жители слободы Гончаровка снабжали «своими» гончарными изделиями не только округу, но и всю Курскую, а также и другие близлежащие губернии – Полтавскую, Сумскую, Харьковскую, Черниговскую. Продавцы возле возов расхваливали свой товар, стучали кулаком по крутым бокам горшков, доказывая покупателям высокое качество обжига. Откуда товар, можно было не спрашивать. Суджа прочно ассоциировалась с гончарным промыслом.

К середине XIX века гончарное производство достигло своего наивысшего расцвета. Почти все жители слободы Гончаровка были заняты разными видами гончарного производства. Одни занимались добычей и привозом глины, другие специализировались на доставке топлива, третьи – на изготовлении свинцовой глазури. Основная часть населения непосредственно занималась созданием большого ассортимента различные изделий повседневной посуды: горшков, кувшинов, крынок, кухликов, банок под варенье, тазков для выпечки пасок, кружек, макитр. Изготавливалась строительная керамика – печные изразцы, трубы, заслоны, цегла, декоративные элементы для украшения домов, декоративные изделия – подсвечники, копилки, фигурные сосуды – все они отличаются величавостью, богатством орнамента и скульптурой отделки. В этом красота и особая привлекательность Суджанской керамики.

При обжиге получался черепок тёплого красно-коричневого оттенка. В качестве украшения использовалось узорное процарапывание, волнистые линии, текстовые и цветочно-орнаментальные налепы из белой глины. Отличительной особенностью изделий являлось их выполнение в виде глазурованных сосудов, стилизованных под фигурки животных и птиц. Они предназначались для обрядов и разливания хмельных напитков. Каждый образ несет в себе значение: баран – богатство, казак на баране – мужество, мощь; был и уникальный, нигде в промыслах не повторяющийся символ – ваза для трав и цветов «Троицкий петух». Работы суджанских мастеров невозможно спутать с другими. Они неизменно приковывали к себе взгляды удивлённых зрителей.

В XX веке традиционный суджанский промысел переживает, как и большинство российских промыслов, кризис. Производство традиционной Суджанской керамики прекратилось, но былая слава гончаров жила в памяти многих людей. В 1992 году предпринимается попытка возродить старинный гончарный промысел. В центре города Суджа, впервые в Курской области, при отделе культуры были открыты производственные мастерские. Гончарное производство, получив новое дыхание, стало развиваться по двум направлениям: декоративно-прикладное, представленное сувенирной керамикой, и традиционное – изготовление посуды и свистулек. И сегодня мастера Центра художественных народных промыслов и ремёсел Суджи бережно и с любовью относятся к традициям старинного искусства. Гончарное производство, получив новое дыхание, стало развиваться по двум направлениям: декоративно-прикладное, представленное сувенирной керамикой, и традиционное – изготовление посуды и свистулек.

В мастерской Центра, вы словно окунувшись в глубину веков, соприкасаетесь с таинством волшебного превращения бесформенного куска глины в очаровательный сосуд. Ведь до наших дней профессия гончара дошла в своём первозданном виде, не претерпев никаких изменений, гончары работают вручную с глиняной массой, используя наработанную столетиями практику русских мастеров.

В Центре, словно на выставке, можно увидеть шедевры декоративных изделий из керамики. Они созданы руками прекрасных мастериц Аллы Анатольевны Минаковой, Ольги Анатольевны Несмачной, Анны Владимировны Рыбкиной. Эти люди, рождающие вокруг себя красоту, с бережностью и любовью относятся к традициям старинного искусства. Крупные работы – медведь, символизирующий силу, мощь Российского государства, совы – символ мудрость, красавцы петухи – ваза для икебаны; а также пепельницы, подсвечники, декоративные посудины с очертаниями птиц – все они отличаются величавостью, богатством орнамента и скульптурной отделки. В этом красота и особая привлекательность Суджанской керамики. Нигде в другом месте не могли появиться такие игрушки. Они должны были родиться здесь, на этой скромной древней земле, среди суровой и величественной природы, в умелых руках людей, которые помнят и берегут мастерство предков. Авторы демонстрируют свои работы на выставках в краеведческом музее, районных и областных праздниках, в городах России. 

Сколько профессий кануло в Лету: шорники, извозчики, водовозы… Десятки! Но профессия гончара переживает сейчас свой ренессанс. Гончарный круг, как аналог сакрального небесного круга, совершает свой объективный оборот сквозь ткань индивидуальных судеб. Это своего рода инструмент, на котором можно «сыграть» любую форму, исполнить незатейливую «мелодию» и создать сложную многочастную «кантату».